АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ
Имя, фамилию, адрес и номер телефона учите с ребенком с самого раннего возраста
Будьте терпеливы, обучая детей!
Они должны найти в вашем лице дружелюбного и внимательного учителя. Вероятность травм снизится, если не пожалеть времени, и показать, как выполнять те или иные дела по дому.
"Дозированный опыт" - это когда реьенку дают убедиться, что утюг обжигает, иголка колется и т.д.. Он снижает потери от самостоятельных "проб и ошибок"
Если ваш метод обучкния детей безопасному поведению - запрет, то доступно объясняйте ребенку необходимость его соблюдения. Помните, что запретов не должно быть много!
Защищайте своих детей, пока они не вовзрослеют досстаточно, чтобы овладеть специальными навыками безопасности
Что больше всего увлекает ребенка? Конечно – игра. Формировать основы безопасности жизнедеятельности детей лучше всего через использование игр. Они имеют готовое содержание, установленную схему действий. Главное в них- решение поставленной задачи, соблюдение правил.
«Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий в окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». В.А. Сухомлинский
Собственная безопасность
- «Давайте познакомимся»
Цель: развитие умения называть свои имя и фамилию, членов семьи
Описание игры: бросаете ребенку мяч и задаете вопрос: как зовут или (фамилия) тебя, маму, папу, бабушку и т.д
- «Кто это?»
Цель: развитие умения называть имена своих родителей, их трудовые обязанности в семье.
Описание игры: показывая ребенку фото, на которых изображены члены семьи – мама, папа, бабушка и т.д., спрашивает: «Кто это?», ребенок отвечает
- «Один дома»
Цель: закрепление знаний детей о незнакомых людях, что может быть опасным в общении с незнакомыми людьми; распределение людей по признаку родства (родные, знакомые, чужие).
Описание игры: предлагает ребенку посмотреть на картинки и подумать, откроют ли они дверь тому или иному человеку. Дети объясняют свой выбор.
- «Я потерялся»
Цель: обучение правильному поведению, если потерялся на улице.
Описание игры: в гости к вам приходит Мишка и рассказывает, что он потерялся, когда был на прогулке с мамой. Ребенок объясняет, что ему нужно делать, если вы с мамой потеряли друг друга; к кому можно обратиться за помощью, а к кому нельзя; что делать, если мама вошла в автобус, а ты не успел и т.д.
- «Можно или нельзя»
Цель: формирование представлений о правилах пользования электроприборами.
Описание игры: бросая ребенку мяч, называем действие, тот отвечает, можно это делать или нельзя (детям включать утюг, самостоятельно гладить белье, детям стирать белье в машине-автомате, самостоятельно включать настольную лампу, протирать включенный телевизор влажной салфеткой, тянуть электропровод руками, подходить и дотрагиваться до оголенного провода и т.д.)
- «Если…»
Цель: закрепление представлений о том, что приятная внешность не всегда соответствует добрым намерениям; закрепление правил поведения.
Описание игры: спрашиваем у ребенка, что ты будешь делать, если (угощение конфетой, приглашение сходить в кино, хватание ребенка и попытка насильственно увести его в другую комнату и т.д.)
- «Опасно-неопасно», «Найди опасный предмет»
Цель: закрепление в запоминании предметов, опасных для жизни и здоровье; обучение самостоятельно делать выводы о последствиях неосторожного обращения с опасными предметами.
Описание игры: предлагаем ребенку выбрать карточку, назвать изображенный на ней предмет и объяснить, чем он может быть опасен и как с ним правильно обращаться.
- «Отгадай загадку»
Цель: способствование запоминанию основной группы опасных предметов; развитие внимания.
Описание игры: загадываем загадки об опасных предметах (спички, иголка, ножницы, утюг, и др.), а ребенок отгадывает и находит соответствующую отгадку на картинке.
Бережем здоровье
- «Умею – не умею»
Цель: акцентирование внимания на своих умениях и физических возможностях своего организма.
Описание игры: I вариант: бросаем ребенку мяч и произносим: «Я умею…» или «Я не умею…». Ребенок, поймав мяч, продолжает фразу, объясняя, почему он умеет или не умеет. Например: «Я умею бегать…», а ребенок продолжает: «…так как у меня есть ноги». Взрослый: «Я не умею летать…» Ребенок «…потому что у меня нет крыльев».
II вариант: взрослый бросает ребенку мяч, задавая вопросы: «Ты умеешь прыгать?» (плавать, стирать, бегать, читать, ловить мяч, мыть посуду, ползать, дышать, плакать и т.д.). Ребенок ловит мяч и отвечает полным предложение «Я умею прыгать» или «Я не умею плавать».
- «Что есть у куклы?»
Цель: обучение называнию частей тела; формирование представления о том, для чего служит каждая часть тела.
Описание игры: взрослый показывает куклу и вместе с ребенком называет части тела. Ребенок объясняет назначение частей тела.
- «Ребенок – кукла»
Цель: обучение нахождению общих и отличительных признаков у ребенка и куклы.
Описание игры: в гости приходит кукла, ребенок рассматривает ее и называет, чем похожи кукла и девочка (у куклы и девочки есть голова, туловище, руки, ноги, глаза, нос, волосы, они носят одежду и т.д.), чем отличаются (девочка живая, она растет, умеет дышать, говорить, плакать и т.д., а кукла не живая, она не растет, не умеет дышать, говорить и т.д.
- «Что хорошо, что плохо?»
Цель: закрепление культурно-гигиенических навыков, навыки культуры поведения за столом.
Описание игры: бросаем мяч ребенку, задавая вопросы на тему «Хорошо или плохо?» если «хорошо» - ребенок ловит мяч, если «плохо» - отбивает (мыть руки после прогулки; пользоваться носовым платком; садиться за стол с грязными руками; пользоваться расческой; разговаривать во время еды и т.д.).
«Предметы гигиены»
Цель: закрепление представлений о культурно-гигиенических навыках.
Описание игры: показываем картинку режимного момента, а ребенок подбирает картинки, необходимые для режимного момента.
- «Веселый и грустный зубик»
Цель: формирование представлений об уходе за зубами.
Описание игры: предлагаем ребенку разложить предметные картинки, в одну сторону, что полезно для зубов (веселому зубику), в другую сторону, что вредно для зубов (грустному зубику).
- «Кукла Маша обедает»
Цель: закрепление навыков культуры поведения за столом.
Описание игры: накрываем кукле Маше на стол к обеду, проговаривая при этом все свои действия (что куда нужно поставить, какая необходима посуда), и напоминают ей о правилах поведения за столом.
- «На день рождение к кукле Кате»
Цель: формирование навыков безопасного поведения за столом.
Описание игры: дети помогают кукле Кате накрывать на стол, проговаривая при этом все свои действия (что куда нужно поставить, какая необходима посуда). Рассаживают кукол за стол и напоминают о правилах поведения за столом.
Безопасный отдых на природе
- «Мы знайки и умейки»
Цель: закрепление правил безопасного поведения в природе; формирование знания о том, что если выполнять правила поведения можно избежать опасных ситуаций; сохранение своего здоровья, обучение детей правилам элементарной помощи самому себе и окружающим.
Описание игры: ребенок по желанию выбирает картинку, рассматривает ее и рассказывает, что произошло, затем выбирает карточку с изображением растения или насекомого, которое принесло вред детям и, анализируя, проговаривает по возможности эту ситуацию.
- «Экологический светофор»
Цель: закрепление правил безопасного поведения в природе.
Описание игры: даем ребенку карточки красного и зеленого цвета. Показываем картинки, а ребенок поднимает карточку, объясняя свой выбор.
Безопасность на дорогах и улицах
- «Разрезные картинки» (специальный транспорт, бытовые приборы и т.д.)
Цель: закрепление умения складывать целую картинку и называть, что на ней изображено и для чего нужно, как пользоваться.
Описание игры: взрослый предлагает сложить картинку из 3-4 частей, затем просит назвать, что на ней изображено и для чего нужно, как этим пользоваться.
- «Назови картинку» (пожарная машина, пожарный щит)
Цель: обучение детей называнию изображенные на картинке предметы, закрепление их назначения.
Описание игры: взрослый просит ребенка перевернуть картинку и назвать ее, и сказать, как пользоваться предметом.
- «Спрячь мышку»
Цель: закрепление понятия «Опасность»; закрепление умения различать цвет и форму предмета.
Описание игры: взрослый дает ребенку большие карточки и говорит, что мышке угрожает опасность – за ней гонится кошка. Ребенок помогает мышке спрятаться от кошки. Взрослый показывает маленькие карточки разного цвета, формы, ребенок выбирает свою карточку и закрывает ею окошечко на большой карточке.
- «Собери машинку по частям»
Цель: обучение детей подбирать соответствующие основные части к грузовой, легковой машине и автобусу; развитие внимательности.
Описание игры: предлагаем ребенку составить изображение легковой и грузовой машин, автобуса из основных частей (кузов, кабина, колеса, руль и т.д.).
- «Переход»
Цель: закрепление правил дорожного движения.
Описание игры: на полу полосками обозначен переход, на светофоре красный свет. Ребенок со взрослым стоит у перехода. На светофоре жёлтый свет. На зелёный сигнал пешеходы идут по переходу, сначала смотрят налево, потом направо.