ДНР 286156, г. Макеевка, Горняцкий р, м-р Зеленый, дом 81.
8 (0623) 7-57-04. Почта: sadik.calinka@mail.ru

Шахматы - зарядка для ума

  

КАК НАУЧИТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ ИГРАТЬ В ШАХМАТЫ

  Рудчик М.В., воспитатель

 

 

 

 Без шахмат нельзя представить

полноценного воспитания умственных

способностей и памяти.

 Игра в шахматы должна войти в жизнь,

 как один из элементов умственной культуры.

В. А. Сухомлинский

 

Знакомство дошкольников с шахматами позволяет нам раскрыть их умственные способности.

Во время занятий шахматами у детей вырабатывается усидчивость, поскольку они концентрирует внимание на одном процессе.

Дети учатся самостоятельно мыслить, логически и осмысленно принимать решения. Даже, казалось бы, простые решения (какой фигурой сделать ход) приучают их к самостоятельности и ответственности. У них формируются общие навыки планирования действий, умение стратегически мыслить и достигать целей.

Начиная увлекаться шахматными партиями в раннем возрасте, дошколята получают мощный толчок развития - как в интеллектуальном, так и в личностном плане. Шахматы помогают избавиться от застенчивости: дети, которые начинают занятия «тихонями» и боятся лишнее слово сказать, быстро раскрываются: становятся общительными, проявляют настойчивость и целеустремлённость. Благодаря своей спортивной составляющей шахматы закаляют бойцовский характер: у детей формируются такие черты, как эмоциональная устойчивость, твёрдая воля, решимость, желание побеждать и стремление к победе. При этом поражения, которые неизбежно постигают любого игрока, учат их стойко и достойно переживать проигрыш, видя в нём новую возможность для развития, относиться к себе самокритично и анализировать собственные поступки, извлекая нужный и ценный опыт.

Процесс обучения дошкольников игре в шахматы необходимо проводить поэтапно:

  1. Знакомство с шахматной доской. Дошкольники узнают такие понятия, как вертикаль, горизонталь, диагональ. Педагог учит их ориентироваться в пространстве, держать в поле зрения всю доску и отдельную клетку.
  2. Знакомство с шахматными фигурами. Дошкольники узнают, как каждая ходит, каким образом бьёт другие фигуры, какую клетку («домик») на доске изначально занимает. Лучше всего для этих целей подходят сказки, стихи, просто образные сравнения. Например, рассказ о героической пешке, которая через все преграды сумела достигнуть края поля и превратиться в ферзя. Также можно поиграть в ладью, за которой идёт охота и т. д.
  3. Обучение правилам игры. В форме занимательной истории следует познакомить ребят с понятиями «шах», «мат», «вилка», «рокировка» и пр.
  4. Решение отдельных шахматных задач (или этюдов). При этом лучше расставлять на доске не все фигуры, а лишь нужные для каждой конкретной ситуации.
  5. Игра в шахматы. Это непосредственно практическая часть обучения. Дети учатся распределять внимание по всей доске и познают саму атмосферу соревнования с противником.